Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная

Мой профильРегистрация

ВыходВход
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


Детский сад №62 "Журавушка"


Среда, 01.01.2025, 20:25
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Баннер электронных услуг (функций)
Главная » 2012 » Сентябрь » 25 » ЭЙ, МАЛЫШ, ПОЧЕМУ МОЛЧИШЬ?
09:10
ЭЙ, МАЛЫШ, ПОЧЕМУ МОЛЧИШЬ?

 

С некоторыми местами этой стать можно было бы и поспорить, особенно, когда говорится, что отсутствие речи можно "подхватить". Современная малышня сплошь и рядом начинает говорить очень поздно. Почему так?

Выясняем вместе с директором Федерального центра ранней диагностики и специальной помощи детям Юлией РАЗЕНКОВОЙ.
- Неужели нынешние дети и впрямь «молчуны»?
- Число обращений в наш центр выросло в десятки раз по сравнению с 80 - 90-ми годами. Причин, почему к нам приходят, множество.
Речевые недостатки - это ведь вершина «айсберга», то, что лежит на поверхности. Часто только сигналы о какой-то беде. Мы всегда говорим, что проблемы, собственно, не у детей - они у взрослых!


- Слышала, что поздно начинают говорить дети «зрелых» родителей. Когда маме и папе уже тридцать - сорок лет. А сейчас в той же Москве чуть ли не каждая пятая мама - старородящая!

- Это так. Тут зачастую виновата  сверхзаботливость возрастных родителей. Когда ребенок долгожданный, «вымученный», с него каждую пылинку сдувают. Мамы и папы готовы все делать за малыша сами: даже говорить. Ведь речь появляется у ребенка как раз для того, чтобы передавать окружающим свои желания, требования. А у этих детей начинать разговаривать нет стимула. Их и так с полузвука понимают! А что не понятно, можно и жестами объяснить.
Когда родителям не до ребенка
- Иногда может быть прямо противоположная причина долгого молчания: родители не могут себе позволить сидеть в декрете, рано выходят на работу. Маме некогда с малышом заниматься, разговаривать, играть, гулять, петь песенки. То есть стимулировать появление речи. А вернувшись с работы, родители предпочитают смотреть новости, фильмы, слушать музыку... Так что вместо мамы и папы у ребенка главный «источник» информации - телевизор. А он блокирует внимание, перегружает мозг ребенка, фактически тормозит развитие.

Если малыш родился раньше времени
- Еще одна причина задержки речи - состояние здоровья. Позднородящие матери входят в так называемую «медицинскую группу риска». Детишки у них чаще обычного появляются слабыми, с разными патологиями, которые чаще всего сказываются на их психическом развитии. И в том числе на речи.

Кроме того, в стране, особенно в больших городах, каждый год растет число детишек, появившихся на свет преждевременно. Медики умудряются «вытаскивать» малышей весом в 900 - 800 и даже 700 граммов! Это, конечно, большое достижение. Но у половины рожденных раньше срока могут развиться серьезные проблемы со зрением. У 45 процентов недоношенных детей - двигательные нарушения. В 3 - 5 раз чаще, чем у доношенных, бывает сниженный слух.
А ребенок начинает вовремя говорить, только если он полностью здоров. Ну, или почти полностью. Развиты мелкая моторика, внимание, умение ориентироваться в пространстве. Потому у недоношенных малышей мы «раскапываем» весь спектр речевых патологий. Им очень трудно догнать в развитии своих здоровых сверстников.

Ответ ищите в генах...
- Выходит, если ребенок в два с половиной - три года не говорит, значит, он, скорее всего, болен?
- Не обязательно. Есть группа детей, которые вполне здоровы, у них нет проблем с развитием всех других навыков, кроме речи. Тогда надо «копаться» в родственниках: кто когда начал говорить по отцовской и по материнской линии. Если папа заговорил в три года, то и сын вряд ли начнет раньше. Ничего страшного в этом нет. Детишки, когда все-таки «разговорятся», быстро наверстывают упущенное. Кстати, мальчики традиционно начинают позднее разговаривать, чем девочки.

        Виноваты катаклизмы!
- А бывает так, что причина молчания непонятна?
- Мы заметили такую тенденцию: во время социальных катаклизмов в мире рождается много детей, у которых трудности с общением. Почему? Пока не можем объяснить. Но факт: например, в сложные 90-е годы у нас был настоящий всплеск - очень много родилось детей с ранним аутизмом.
       Сейчас американские ученые всерьез взялись за этот вопрос: почему же чем больше событий с «большим минусом», тем больше рождается детей с эмоциональными, психическими отклонениями? Ведь тот же аутизм - это не болезнь, а скорее проблема общения.
       Есть подозрения, что проблемы с коммуникацией можно «подхватить» даже на биохимическом уровне. Доказано, например, что нарушения в обмене веществ  приводят к аутизму.
      Возможно, для своевременного появления речи у малыша, вообще для нормального развития важно не только то, что будущая мама смотрела по телевизору, слышала по радио и т. п., но и то, что она во время беременности ела и даже каким воздухом дышала!
P. S.
Не ждите, что он «все скажет» сам!

- Когда мамам и папам все-таки стоит обращаться к специалисту по речи?
- Любое отставание от нормы у малыша - уже повод. Особо внимательно надо отслеживать темпы развития, если ребенок входит в группу риска по медицинским показаниям. Врачи за такими проблемными малышами начинают наблюдать сразу после рождения. А вот о психологах и педагогах родители как-то дружно забывают. В лучшем случае мы присоединяемся к медикам, когда ребенку года три-четыре. Это поздно! Теряется такое колоссальное количество возможностей.

Именно первые три года - время, когда закладываются навыки общения, можно многое откорректировать.
Помочь малышу научиться говорить. А это значит, в будущем пойти в нормальный садик, окончить школу, поступить в вуз.

 

                                               Почему еще может быть задержка речи

Ø  Малыш получал черепно-мозговую травму, часто падал, тяжело болел впервые годы жизни.

Ø  Дети из неполных, неблагополучных семей. Родители пьют, часто ссорятся.

Ø  Левши: у них более развито правое полушарие головного мозга. А центры речи и письма находятся, наоборот - в левом. Левшей в мире - до 15 %.

Ø  У кого-то из родственников были психические заболевания, проблемы с речью.

Ø  Дети в двуязычных семьях.

                                                        

 

 

  Речевые нормы

2 месяца
- младенец начинает агукать, гулить, произносить повторные звуки ( агы-агы).
3 - 4 месяца
- появляются интонации, начало лепета.
6 месяцев
- повторяет слоги «ма-ма», «ба-ба» и т. п.
1 год
- ребенок говорит 4 - 10 облегченных слов (киса, биби, ляля и т. п.).
1 год 6 месяцев
- запас облегченных слов значительно расширяется. Может заменять облегченные слова (биби) на правильно произносимые (машина).
2 года
- умеет составлять двусложные предложения («Мама, дай!», «Зая, сядь!»).
2 - 2,5 года
- при общении пользуется трехсложными предложениями, употребляет прилагательные и местоимения.
3 года
- говорит сложносочиненные или сложноподчиненные предложения, фразы                («Пойдем домой, я кушать хочу».)
                                                    

 

 

Дети из группы «медицинского» риска:

Ø  Родители старше 40 лет, особенно если ребенок первый.

Ø  Сложная беременность: у мамы были токсикозы, обострения хронических заболеваний, анемия, нарушения работы почек, печени, эндокринные заболевания.

Ø  Внутриутробная инфекция или инфекция в первые недели жизни малыша.

Ø  Ребенок родился недоношенным (раньше 36 недель) с низкой массой тела (меньше 2,5 кг).

Ø  Тяжелые роды, асфиксия (нехватка воздуха), синдромы дыхательных расстройств и прочие причины, из-за которых ребенку потребовалась искусственная вентиляция легких.

Ø  Хирургические операции до 3 лет.

Ø  Было переливание крови, проблемы с кровью у новорожденного.

Ø  «Затянувшаяся желтушка». Высокий уровень билирубина негативно влияет на мозг, слух, зрение, нервную систему.

Ø  Нарушение темпов роста и развития в 1-й год жизни.

Просмотров: 636 | Добавил: guravushka | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

MakarOFF© 2025 Сайт создан в системе uCoz