С некоторыми местами этой стать можно было бы и поспорить,
особенно, когда говорится, что отсутствие речи можно "подхватить". Современная
малышня сплошь и рядом начинает говорить очень поздно. Почему так?
Выясняем
вместе с директором Федерального центра ранней диагностики и специальной помощи
детям Юлией РАЗЕНКОВОЙ. -
Неужели нынешние дети и впрямь «молчуны»?
- Число обращений в наш центр выросло в десятки раз по сравнению с 80 -
90-ми годами. Причин, почему к нам приходят, множество.
Речевые недостатки - это ведь вершина «айсберга», то, что лежит на
поверхности. Часто только сигналы о какой-то беде. Мы всегда говорим, что
проблемы, собственно, не у детей - они у взрослых!
-
Слышала, что поздно начинают говорить дети «зрелых» родителей. Когда маме и
папе уже тридцать - сорок лет. А сейчас в той же Москве чуть ли не каждая пятая
мама - старородящая!
- Это так. Тут зачастую виновата сверхзаботливость
возрастных родителей. Когда ребенок долгожданный, «вымученный», с него каждую пылинку
сдувают. Мамы и папы готовы все делать за малыша сами: даже говорить. Ведь речь
появляется у ребенка как раз для того, чтобы передавать окружающим свои
желания, требования. А у этих детей начинать разговаривать нет стимула. Их и
так с полузвука понимают! А что не понятно, можно и жестами объяснить. Когда родителям не до ребенка
- Иногда может быть прямо противоположная причина долгого молчания:
родители не могут себе позволить сидеть в декрете, рано выходят на работу. Маме
некогда с малышом заниматься, разговаривать, играть, гулять, петь песенки. То
есть стимулировать появление речи. А вернувшись с работы, родители предпочитают
смотреть новости, фильмы, слушать музыку... Так что вместо мамы и папы у
ребенка главный «источник» информации - телевизор. А он блокирует внимание,
перегружает мозг ребенка, фактически тормозит развитие.
Если малыш родился раньше времени
- Еще одна причина задержки речи - состояние здоровья. Позднородящие матери
входят в так называемую «медицинскую группу риска». Детишки у них чаще обычного
появляются слабыми, с разными патологиями, которые чаще всего сказываются на их
психическом развитии. И в том числе на речи.
Кроме того, в стране, особенно в больших городах, каждый год растет число
детишек, появившихся на свет преждевременно. Медики умудряются «вытаскивать»
малышей весом в 900 - 800 и даже 700 граммов! Это, конечно, большое достижение.
Но у половины рожденных раньше срока могут развиться серьезные проблемы со
зрением. У 45 процентов недоношенных детей - двигательные нарушения. В 3 - 5
раз чаще, чем у доношенных, бывает сниженный слух.
А ребенок начинает вовремя говорить, только если он полностью здоров. Ну, или
почти полностью. Развиты мелкая моторика, внимание, умение ориентироваться в
пространстве. Потому у недоношенных малышей мы «раскапываем» весь спектр
речевых патологий. Им очень трудно догнать в развитии своих здоровых
сверстников.
Ответ ищите в генах...
- Выходит, если ребенок в два с
половиной - три года не говорит, значит, он, скорее всего, болен?
- Не обязательно. Есть группа детей, которые вполне здоровы, у них нет
проблем с развитием всех других навыков, кроме речи. Тогда надо «копаться» в
родственниках: кто когда начал говорить по отцовской и по материнской линии.
Если папа заговорил в три года, то и сын вряд ли начнет раньше. Ничего
страшного в этом нет. Детишки, когда все-таки «разговорятся», быстро
наверстывают упущенное. Кстати, мальчики традиционно начинают позднее
разговаривать, чем девочки.
Виноваты катаклизмы!
- А бывает так, что причина молчания
непонятна?
- Мы заметили такую тенденцию: во время социальных катаклизмов в мире
рождается много детей, у которых трудности с общением. Почему? Пока не можем
объяснить. Но факт: например, в сложные 90-е годы у нас был настоящий всплеск -
очень много родилось детей с ранним аутизмом.
Сейчас американские ученые всерьез
взялись за этот вопрос: почему же чем больше событий с «большим минусом», тем
больше рождается детей с эмоциональными, психическими отклонениями? Ведь тот же
аутизм - это не болезнь, а скорее проблема общения.
Есть подозрения, что проблемы с
коммуникацией можно «подхватить» даже на биохимическом уровне. Доказано,
например, что нарушения в обмене веществ приводят к аутизму.
Возможно, для своевременного
появления речи у малыша, вообще для нормального развития важно не только то,
что будущая мама смотрела по телевизору, слышала по радио и т. п., но и то, что
она во время беременности ела и даже каким воздухом дышала! P. S.
Не ждите, что он «все скажет»
сам!
-
Когда мамам и папам все-таки стоит обращаться к специалисту по речи?
- Любое отставание от нормы у малыша - уже повод. Особо внимательно
надо отслеживать темпы развития, если ребенок входит в группу риска по
медицинским показаниям. Врачи за такими проблемными малышами начинают наблюдать
сразу после рождения. А вот о психологах и педагогах родители как-то дружно
забывают. В лучшем случае мы присоединяемся к медикам, когда ребенку года
три-четыре. Это поздно! Теряется такое колоссальное количество возможностей.
Именно первые три года - время, когда закладываются навыки общения, можно
многое откорректировать.
Помочь малышу научиться говорить. А это значит, в
будущем пойти в нормальный садик, окончить школу, поступить в вуз.
Почему еще может быть
задержка речи
Ø Малыш
получал черепно-мозговую травму, часто падал, тяжело болел впервые годы жизни.
Ø Дети
из неполных, неблагополучных семей. Родители пьют, часто ссорятся.
Ø Левши:
у них более развито правое полушарие головного мозга. А центры речи и письма
находятся, наоборот - в левом. Левшей в мире - до 15 %.
Ø У
кого-то из родственников были психические заболевания, проблемы с речью.
Ø Дети
в двуязычных семьях.
Речевые
нормы
2 месяца
- младенец начинает
агукать, гулить, произносить повторные звуки ( агы-агы). 3 - 4 месяца
- появляются интонации,
начало лепета. 6 месяцев
- повторяет слоги «ма-ма»,
«ба-ба» и т. п. 1 год
- ребенок говорит 4 - 10
облегченных слов (киса, биби, ляля и т. п.). 1 год 6 месяцев
- запас облегченных
слов значительно расширяется. Может заменять облегченные слова (биби) на
правильно произносимые (машина). 2 года
- умеет составлять двусложные
предложения («Мама, дай!», «Зая, сядь!»). 2 - 2,5 года
- при общении
пользуется трехсложными предложениями, употребляет прилагательные и
местоимения. 3 года
- говорит сложносочиненные
или сложноподчиненные предложения, фразы («Пойдем домой, я кушать хочу».)
Дети из
группы «медицинского» риска:
Ø Родители
старше 40 лет, особенно если ребенок первый.
Ø Сложная
беременность: у мамы были токсикозы, обострения хронических заболеваний,
анемия, нарушения работы почек, печени, эндокринные заболевания.
Ø Внутриутробная
инфекция или инфекция в первые недели жизни малыша.
Ø Ребенок
родился недоношенным (раньше 36 недель) с низкой массой тела (меньше 2,5 кг).
Ø Тяжелые
роды, асфиксия (нехватка воздуха), синдромы дыхательных расстройств и прочие
причины, из-за которых ребенку потребовалась искусственная вентиляция легких.
Ø Хирургические
операции до 3 лет.
Ø Было
переливание крови, проблемы с кровью у новорожденного.
Ø «Затянувшаяся
желтушка». Высокий уровень билирубина негативно влияет на мозг, слух, зрение,
нервную систему.
Ø Нарушение
темпов роста и развития в 1-й год жизни.
|