ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ.
На первом году жизни у
ребенка идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи.
Головной мозг является основным регулятором деятельности организма. У
новорожденного он еще недоразвит, имеет меньшую массу, менее сложную структуру.
Начиная с первого года жизни, мозг ребенка быстро развивается, изменяется его
внутренняя структура. Одновременно с развитием мозга у малыша развивается
физический и фонематический слух.
Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью, так как возможность ее
возникновения и дальнейшее развитие зависят, прежде всего, от состояния слуха.
Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может.
Слыша речь окружающих, малыш начинает сначала прислушиваться к звукам,
отыскивать взглядом источник звучания, а затем и поворачивать голову к
говорящему, сосредоточивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь таким
образом установить контакт с взрослым.
Одновременно с развитием
слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он издает разнообразные звуки,
слоги, различные звукосочетания. В 2 — 3 мес. появляется гуление, а в 3 — 4
мес.— лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить
отдельные звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу года — слова. Первые
взаимоотношения ребенка и взрослого строятся на основе эмоционального общения,
когда на улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого — произнесением
звуков, слогов, звукосочетаний.
Активному произнесению слов
предшествует развитие понимания речи: младенец поворачивает голову, когда ему
называют хорошо знакомые предметы, игрушки, выполняет несложные движения (дает
руку, делает «ладушки»), хотя еще и не может обозначить словом совершаемые им
действия. В процессе раннего речевого развития ребенок осознает слово не как
единицу языка, служащую для обозначения предмета, качества, свойства, т. е.
несущую смысловую нагрузку; в слове он улавливает лишь его ритмическую
структуру и реагирует, как правило, адекватно на разные слова, если они близки
по звуковому оформлению.
В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков.
Время появления слов на первом
году жизни у разных детей различно: одни начинают говорить в 8 — 9 мес., другие
— в 1 г. 2
мес., а некоторые еще позднее. Запас слов у годовалых детей также неодинаков и
колеблется от 2 — 3 слов до 15 — 20. Чаще дети пользуются упрощенными словами:
ам-ам — или словами с открытыми слогами: мама, папа, Ляля.
Впервые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно.
Звуки, произносимые ребенком в
этот период, нечетки, порою, они даже отсутствуют в его родном языке, а
некоторые из них невозможно воспроизвести. Дети разных национальностей в этот
период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в
дальнейшем усвоят. Однако потом малыш начинает произносить лишь те звуки
родного языка, на котором говорят окружающие его люди.
Начиная со второго полугодия, в
лепете ребенка появляются четкие звуки. Среди них чаще всего встречаются
гласный звук а, из согласных в основном звуки п, б, м, к, т и некоторые другие.
Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших
звукосочетаниях. На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками,
упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая их, таким образом, к правильному
усвоению звуков в дальнейшем.
Ребенок рано начинает улавливать
интонацию взрослого. Малыш улыбается, произносит звуки, если взрослый говорит
доброжелательным тоном, и кричит, если взрослый сердится.
К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении
звуки: гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, причем
одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие — меньшее и
менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов
артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать,
поэтому роль лепета имеет большое значение для его дальнейшего развития. Итак, первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к
овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое
сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредоточивает
свое внимание на источнике звука, на лице говорящего); развивается понимание
речи; в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного
аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на
эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов — и с помощью
речи.
|