Каковы возрастные показатели
развития речи ребенка
пятого года жизни?
На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в
умственном и речевом развитии. Ребёнок начинает выделять и называть наиболее
существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и
точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по
содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до
конца выслушивать ответы взрослых.
Чем старше становится ребенок, тем большее
влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.
Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает
ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В
речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они
пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и
пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных
цветов, называет дополнительные — голубой, темный, оранжевый), начинают
появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все
шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают
в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются
собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако
последние ребенок употребляет еще очень редко. Свои высказывания четырехлетний
ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений,
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, чем на
предыдущем возрастном этапе, но все, же еще редко.
Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений
нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические
ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), не согласовывают
слова (например, глаголы и существительные в числе, прилагательные и
существительные в роде), допускают нарушения в структуре предложений.
В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи
впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и
правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах.
Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно,
последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.
У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов.
Вслушиваясь в речь взрослого, ребенок пытается установить сходство в звучании
слов и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: Маша — каша, Миша —
Гриша. Некоторые дети, фиксируя неправильности в произношении у своих
сверстников, могут не замечать нарушений звучания собственной речи. Это говорит
о недостаточно развитом самоконтроле.
В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые
рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия. Такое
стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой
стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны
взрослых.
На пятом году достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает
ребенку возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что
необходимо для произношения сложных звуков.
В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью
исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и
слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие
звуки, звуки л, рь, р, отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя
слоговую структуру; правильно употребляют в словах ударение, соблюдают нормы
литературного произношения слов. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение
определенных групп звуков, например свистящих и шипящих,— в одних словах звук
произносится правильно, в других — неверно, неотчетливо произношение отдельных
слов, особенно многосложных и малознакомых. Дети иногда испытывают трудности в
произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены свистящими и
шипящими согласными одновременно, звуками лир (старушка, лаборатория). Это
объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко
дифференцируют их на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения
такие недостатки со временем исчезают.
На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в
слове, подбирать слова на заданный звук. Все это возможно лишь в том случае,
если в предшествующих возрастных группах уделялось достаточное внимание
развитию фонематического восприятия.
Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи
взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и
замедление темпа речи (конечно, если это дается в сравнении), улавливать
различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами
довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон
голоса, выделять в фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать
паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому. Дети уже умеют
не только говорить достаточно громко, но и следить за громкостью речи
окружающих. Они способны менять громкость голоса с учетом содержания
высказывания. Таким образом, возможности детей в использовании своего
голосового аппарата значительно расширяются. Меняя громкость, темп речи, дети
начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более
точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения.
У ребенка удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить в течение 3 —
7 с, свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче (от 2 до 5 с).
К концу пятого года многие дети овладевают произношением всех звуков родного
языка, однако некоторые все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук р. У
ряда детей отмечается искаженное произнесение звуков с, з (при высунутом между
зубами кончике языка), звука р (не за счет колебания кончика языка, а в
результате дрожания мягкого нёба или язычка). Такие дети нуждаются в
специальной помощи, которую в тяжелых случаях оказывает логопед.
Итак,
к пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи,
у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится
чище, отчетливей. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать
монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и
чаще всего имеет ситуативный характер.
|